Психотерапия Учебник для Вузов

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Психотерапия Учебник для Вузов. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Журналы».

Психотерапия Учебник для Вузов.rar
Закачек 2996
Средняя скорость 6382 Kb/s
Скачать

Психотерапия.

Учебник для студентов медицинских вуЗов

В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности, основные направления и методы психотерапии, ее возрастной и транскультурный аспекты, особенности применения в различных областях медицины, организация психотерапевтической помощи. Учебник содержит тестовый контроль знаний по психотерапии и список рекомендуемой литературы. Для студентов медицинских вузов и врачей общей практики.

Владимиру Николаевичу Мясищеву посвящаем

Список авторов.

Абабков Валентин Анатольевич

Исурина Галина Львовна

Казаковцев Борис Алексеевич

Карвасарский Борис Дмитриевич

Кулаков Сергей Александрович

Назыров Равиль Каисович

Подсадный Сергей Александрович

Полторак Станислав Валерьевич

Ташлыков Виктор Анатольевич

Чехлатый Евгений Иванович

«В настоящее время отмечается возрастающая интеграция психотерапии, возникшей на границах медицины, физиологии, психологии, педагогики, философии и других наук, в здравоохранение. Вопросы интеграции рассматриваются в учебнике на основании представлений о ее уровнях: интеграции психотерапии в медицину для решения лечебных задач в различных областях, в психогигиеническую, психопрофилактическую, реабилитационную практику с учетом организационных моделей психотерапевтической службы, а также интеграции психотерапии в общество. Последнее приобретает особое значение в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в России, угрожающего роста нервно-психических, и прежде всего психогенных (пограничных) расстройств, нарастания в обществе страха, тревоги, растерянности, агрессивности. Задача учебника — сформировать у студентов медицинских вузов и врачей общей практики более адекватные представления о роли современной психотерапии в лечении, реабилитации и сохранении здоровья нации, в возвращении нашим пациентам мотивов жизни и надежды.»

Главный психотерапевт МЗ РФ, профессор Б. Д. Карвасарский

Предисловие ко второму, переработанному изданию.

Сегодня, когда читателям предлагается второе издание учебника, коллектив авторов имеет все основания считать, что трудная задача подготовки первого учебника по психотерапии для студентов медицинских вузов, в целом, была решена. В сравнительно небольшой по объему книге, при наличии многообразных и противоречивых концепций, с неодинаковым уровнем научно-методологической разработанности, а порой просто мистико-сотериологического характера, нужно было не потерять за сотнями психотерапевтических методов то общее, что составляет предмет психотерапии как общемедицинской специальности.

Авторы отнюдь не ставили своей задачей добиться практического освоения студентами психотерапии; это невозможно, когда речь идет о быстро развивающейся на наших глазах области медицинской науки и психотерапевтической помощи, требующей для приобретения практического опыта ряда дополнительных условий, специфичных именно для этой специальности (личный тренинг, супервизия и др.).

В целом положительные оценки читателей и рецензентов содержали и некоторые замечания и рекомендации, которые авторы учли в новом издании книги. Это относится как к общим вопросам (научные основы психотерапии; современные аспекты медицинской и тесно связанной с ней психотерапевтической этики; уточнение ряда неоднозначно освещаемых в литературе понятий психотерапии и смежных дисциплин), так и к психотерапевтическим методам (новая более современная редакция эриксоновского гипноза; телесно-ориентированная психотерапия; интерперсональная психотерапия Клермана и Вейссман — получившие весьма положительные оценки специалистов). Частично переработаны и другие статьи в связи с возрастающим значением для психотерапевтической практики ряда проблем (индивидуальная, групповая и семейная психотерапия аддиктивных расстройств в детско-подростковом возрасте; некоторые новые подходы психотерапии в системе лечения и реабилитации психически больных с учетом клинического патоморфоза в психиатрии и перераспределением контингентов психиатрического обслуживания и др.).

Авторский коллектив надеется, что с каждым новым изданием учебника мы будем приближаться к решению чрезвычайно трудной задачи, сформулированной в первой книге, пытаться создать у студентов медицинских вузов — врачей XXI в. — более адекватные представления о роли современной психотерапии в лечении, реабилитации, профилактике и сохранении здоровья нации, в возвращении нашим пациентам мотивов жизни и надежды, в чем они так нуждаются в столь непростое для страны время.

Все пожелания и критические замечания будут учтены при последующих изданиях книги.

Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

  • Предисловие научного редактора.
  • Введение.
  • Глава 1. Психодинамическая терапия.
    • Введение.
    • Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии.
    • Психодинамическое учение о психической патологии.
    • Техника психодинамической терапии.
    • Литература.
  • Глава 2. Групп-аналитическая психотерапия.
    • Генезис невроза.
    • Теория психотерапии.
    • Техника групп-анализа.
    • Балинт-группы.
    • Литература.
  • Глава 3. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.
    • Генезис невроза.
    • Теория психотерапии в индивидуальной психологии.
    • Литература.
  • Глава 4. Биоэнергетический анализ.
    • Введение.
    • Теория терапии.
    • Техника биоэнергетического анализа.
    • Пример биоэнергетической терапии.
    • Вопросы и задания.
  • Глава 5. Первичная психотерапия.
    • Введение.
    • Теория психопатологии.
    • Теория психотерапии.
    • Механизмы терапии.
    • Процесс и техники терапии.
    • Результат терапии.
    • Вопросы и задания.
  • Глава 6. Психодрама.
    • Введение.
    • Генезис невроза.
    • Основные терапевтические факторы.
    • Средства психодрамы и уровни личностных изменений.
    • Фазы психодраматического действия.
    • Организация психотерапевтического процесса и групповая динамика.
    • Техники психодрамы.
    • Результат психотерапии и связь психодрамы с другими направлениями.
    • Вопросы и задания.
  • Глава 7. Экзистенциальная психотерапия.
    • Философско-психологические модели генезиса невроза и теории психотерапии.
    • Методы и техники экзистенциальной психотерапии.
    • Литература.
  • Глава 8. Гештальт-терапия.
    • Фредерик Соломон Перлз (1893-1970).
    • Введение.
    • Теория терапии.
    • Генезис невроза.
    • Механизмы психотерапии.
    • Техника психотерапии.
    • Результат терапии.
    • Вопросы и задания.
  • Глава 9. Клиент-центрированная психотерапия.
    • Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987).
    • Теория психотерапии.
    • Генезис невроза.
    • Механизмы терапии.
    • Результат терапии.
    • Техники психотерапии.
    • Современное состояние и тенденции развития клиент-центрированной терапии.
    • Вопросы и задания.
  • Глава 10. Когнитивная психотерапия.
    • Введение.
    • Теория терапии.
    • Патогенез психопатологических расстройств.
    • Процесс психотерапии.
    • Техники терапии.
    • Показания к терапии.
    • Эффективность когнитивной терапии.
    • Вопросы и задания.
  • Глава 11. Инструментальные модели в психотерапии.
    • Поведенческая психотерапия.
    • Нейролингвистическое программирование.
    • Приложение. БИАС-тест для определения репрезентативных систем.
  • Глава 12. Принцип процессуальности в психотерапии.
  • Глава 13. Механизмы психотерапии.
  • Вместо заключения. Пространство психотерапии: психотерапевт-клиент.
  • Алфавитный указатель.
  • Ссылки.

Часть вторая: Свидетель терапии.Следующий пример будет менее драматичным, хотя столь же значимым. Здесь мы, в отличие от ортодоксальных аналитиков, осуществляем челночное движение не между памятью и ассоциациями, а между переживанием воспоминания, с одной стороны, а с другой — восприятием реальной ситуации, в.

Глава I. СКВОЗЬ ЗОНУ СУМЕРЕКС одной стороны, это отдых, который восстанавливает силы, возрождает их, чтобы справляться со стрессами и наслаждаться радостями нашего бодрственного состояния. На другом полюсе находится большой сон (согласно одноименному фильму Хэмфри Богарта) — это смерть. Действительно, во многих культурах.

4. Игра: творческая активность и поиск самого себяЯ особо подчеркиваю нормальность феномена перехода. Тем не менее, в процессе клинического изучения выявляются случаи психической патологии. В качестве примера того, как ребенок справляется с сепарацией и потерей, я обращаю внимание на способ влияния сепарации на феномен перехода.

Первая часть. ВОЗДЕЙСТВИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО НА СОЗНАНИЕВ случае инфляции, вызванной знанием, мы имеем дело с чем-то похожим в принципе, хотя психологически и более тонким. Здесь инфляция обусловлена не достоинством службы, а весьма значимыми фантазиями. Что под этим понимается, я поясню на примере из врачебной практики, взяв случай душевнобольного.

Часть I Планы.Мы все понимаем, что грусть, или расстройство, или гнев, или раздражение это неотъемлемая часть человеческого существования. В каждом человеке есть то, что помогает благополучно выдерживать штормы, есть основополагающее чувство оптимизма, мы знаем, что преодолеем трудности и выйдем из них не.

Глава III-Один наркоман-хулиган — совершенно деградирующий человек, профессиональный вор, постоянно приходил в мой дом и пытался ломать двери, бил лампочки, обрывал телефоны, постоянно демонстрируя агрессию. В последний раз он пришел и начал ломиться в дверь. Стоя за дверью, я стал за него молиться.

Появление и течение зрительных образовКогда у испытуемого появлялись зрительные образы, он тотчас же начинал отчитываться в них, и этот отчет прерывался или самим испытуемым, когда его образы, так сказать, истощались, или экспериментатором по истечении 2-3 минут с начала отчета. Могут возразить, что отчет во время течения образов.

ПослесловиеВыездные семинары — это возможность на некоторое время выйти из привычного окружения и посмотреть на свою жизнь со стороны. Это возможность глубокого погружения в атмосферу исследования своего внутреннего пространства, соединения со своим Творческим потенциалом и общения с теми, кто имеет такое.

В литературе по психотерапии бытует, а среди представителей медицины весьма распространено мнение о том, что «…современная ситуация и практика психотерапии представляется абсолютно абсурдной». Этот радикальный вывод обосновывается тем, что в мировой практике используются более 600 форм и методов психотерапии, которые «…как правило, не базируются на научно обоснованной доктрине, а формируются по принципу направлений, возглавляемых «гуру». В этом смысле они, по сути, идентичны механизмам создания тоталитарных сект…». Кроме того, в этих направлениях существуют не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу представления о моделях психического (и психологического) здоровья, механизмах развития психопатологических и психосоматических расстройств, теории психотерапевтического изменения пациента/клиента и т. п. Как можно осмыслить данную ситуацию?

Во–первых, можно (что порой и происходит) превратить психотерапию в разновидность объективного медицинского знания, построенного по принципу позитивной науки. Именно на такой выход из «абсолютного абсурда» ориентируют авторы вышеупомянутой статьи, выстраивая медицинскую модель психотерапии.

В действительности же нужно твердо помнить, что в современной психотерапии существуют две модели: медицинская и психологическая. В медицинской модели основной упор делается на знание нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются[3]. Активность пациента сводится к минимуму – к вере во врача и проводимое лечение. Врач–психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта, который лучше знает и понимает «наивного» пациента. Как известно, такая модель психотерапии была единственной в СССР, где не допускалось проникновения психологического понимания психотерапии, объявленного «буржуазным». Одним из проявлений этого факта являлось и является установление врачебной монополии на проведение психотерапии. К сожалению, до сих пор психологи могут осуществлять психотерапевтическую деятельность лишь под прикрытием надуманных терминов: психологическая коррекция, психопрофилактика[4], семейное консультирование и т. п. Очевидно, что эти термины являются искусственными, по крайней мере с точки зрения описания работы психологов в реальном психотерапевтическом процессе.

Наряду с медицинской моделью психотерапии, сходной с употреблением лекарства (хотя мы ни в коей мере не хотим умалить ее значения!), существует, развивается и, что кажется странным и непонятным многим «естествоиспытателям», оказывается терапевтически эффективным психологическое направление в психотерапии или, другими словами, психологическая модель. Это направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к которому неприложимы законы естественно–научного знания. На этом пути медицинская модель «оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам психотерапевтического контакта, как:

? «взаимодействие» – когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психотерапевта);

? «сосуществование» – когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;

? «внутреннее постижение» – когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;

? «безусловная любовь» – когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологической интимности, наполненные любовью и принятием.

На этом втором пути развития психотерапии теория часто отстает от реального психотерапевтического процесса. Знание, несомненно, является условием эффективного процесса, но не заменяет его. Между тем даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в психоанализе[5], знание (теория) нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все – особенности его эго–объект–ных отношений в детстве, травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух клиента. Возникает ощущение, что находишься в препараторской, в которой нет живого человека, а психотерапевт не передает своих реальных эмоций и переживаний в отношении клиента. Клиент «умер», превратился в некоторую схему, модель в рамках психотерапии «детективного жанра». Психотерапия, ориентированная на теорию, становится приятным интеллектуальным времяпрепровождением. Но совершенно очевидно, что само по себе «знание» клиента психотерапевтом, каким бы совершенным и точным оно ни было, не гарантирует изменения клиента. «Знание» не запускает у клиента внутреннего процесса. Над ним (или под ним) должно быть что–то важное, но ускользающее от концептуализации – этому трудно научить, но без этого неосуществима глубинная психотерапия. Метафоры этой над–или подстройки – «интуиция», «эмпатия», «личностность психотерапевта» и т. п. К. Г. Юнг как–то заметил, что личность психотерапевта – лучшая формула самой психотерапии.

Подобным же образом и терапевты–роджерианцы всегда опасаются обвинений в техницизме, и те условия психотерапевтического изменения клиента, которые должен создать психотерапевт, являются не техниками, а некоторыми личностными диспозициями[6].

Психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и мышления на сферу помощи больным и людям, имеющим психологические проблемы. С одной стороны, становится все более очевидной недостаточная эффективность сугубо медицинской психотерапии, и врачи начинают интересоваться психологическими моделями психотерапии, психологическим способом мышления, психологической культурой. С другой стороны, в последнее время появилось множество пациентов с донозологическими формами расстройств, которыми ранее врачи не занимались, но ими же не занимались и психологи. Сейчас эти люди стали объектом внимания и тех и других. Характерной особенностью психологической модели психотерапии является убежденность в том, что за пациента (клиента) решить его проблему никто не может. Психотерапевт лишь сопровождает клиента в проблему, в глубину переживаний, помогает человеку найти ресурс изменения и решения своих проблем.

Несмотря на кажущуюся пропасть между медицинской и психологической моделями психотерапии, их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому каждому терапевту необходимо знать обе модели, так как для снятия тревоги, фобий и т. п. часто совершенно не нужно идти в глубинные личностные переживания, тем более, что далеко не у всех клиентов имеется желание работать на таком уровне.


Статьи по теме