Презентация Речь и Сознание Познавательные Процессы

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Презентация Речь и Сознание Познавательные Процессы. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Презентация Речь и Сознание Познавательные Процессы.rar
Закачек 1751
Средняя скорость 7062 Kb/s
Скачать

Материал о высшей нервной деятельности дл учащихся 8 класса.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

Речь и сознание Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды.

Подсознание Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание .

Главное отличие человека от животных Главное отличие человека от других существ – это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры . Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды . На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.

Речь и ее значение. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы. Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь .

Речь и рефлексы Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение. Познавательные процессы также связаны с речью. Она позволяет понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком события.

Познавательные процессы Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами . Они неразрывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе, обработке и хранении информации. Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.

Познавательная деятельность Познавательная деятельность человека начинается с ощущения отдельных качеств предметов и явлений: твердости, гладкости, громкости, яркости – и восприятия пространства в целом и отдельных предметов в нем, действующих на органы чувств в данный момент. Эти впечатления фиксируются нашей памятью.

Память Память – это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования. Различают три основных процесса памяти: запоминание , сохранение , воспроизведение . Как заучить, как запомнить надолго и воспроизвести, т.е. вспомнить материал именно тогда, когда это нужно, – проблема многих людей.

Виды памяти Психологи различают память долговременную и краткосрочную . Допустим, вы захотели узнать номер телефона кинотеатра и позвонили в справочную. Вам ответили, вы набрали номер, занято. Повесили трубку, хотели набрать номер снова и . не смогли – забыли его, потому что была установка на короткий срок.

Оперативная память Звонить еще раз вы не собирались. Такую краткосрочную память называют оперативной , поскольку она действует лишь на тот срок, который необходим для совершения операции (в нашем примере – набор телефонного номера кинотеатра). Долговременная память более прочная.

Механическая и логическая память Различают также память механическую и логическую. Механическая память действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическая – когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.

Память, связанная с органами чувств Память бывает зрительная , слуховая , моторная , и у разных людей наиболее эффективной бывает одна, либо вторая, либо третья, либо какие-то сочетания из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух, читать про себя или составить конспект прочитанного. Последний вариант будет полезен для многих, так как активная работа с учебным материалом позволит лучше запомнить нужную информацию.

Полезные советы При запоминании не следует читать текст много раз подряд. Лучше прочесть один раз и попытаться мысленно или вслух его пересказать, заглядывая лишь в забытые места. Если у доски не удалось хорошо ответить материал, который вы дома учили, задумайтесь о причинах. Возможно, все дело было в том, что вы плохо представляли себе план ответа и учителю приходилось помогать вам наводящими вопросами.

Причины неудачи. При подготовке к следующему уроку лучше записать план и попробовать ответить, используя этот план, а потом мысленно вспоминая его пункты. Возможно, причина неудачи в том, что было трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.

Воображение Память всегда опирается на воображение и мышление. Воображение – это создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся человеком в действительности. Яркость и точность этих образов – основа развития творческой деятельности.

Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. Проснувшись утром, вы увидели мокрые крыши и заключили, что был дождь, хотя в данный момент дождя нет. Чтобы сделать такой вывод, надо было знать общие свойства воды – способность смачивать предметы. Это обобщение позволило вам узнать о событии, свидетелем которого вы не были. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью, и потому любой человек, не задумываясь, назовет язык (или языки), на котором он думает, мыслит.

Значение мышления Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.

Выводы Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления, как и многие приобретенные формы поведения (условные рефлексы, рассудочная деятельность), а также законы работы головного мозга (наличие безусловного и условного торможения, явления доминанты, закон взаимной индукции) едины для человека и животных.

Познавательные процессы Главное отличие человека от животных – это сознание, владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ощущения отражают отдельные качества предмета, восприятие – весь предмет и всю обстановку в целом. Память – это сохранение в сознании прошлого опыта. Воображение – это способность создавать мысленные образы реальных и нереальных предметов и событий.

Речь и мышление.

Мышление и речь Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию. Мышление неразрывно связано с речью. В его основе лежит обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с другими людьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств.

Для класснов ЗПР.

Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей р.

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА.

Взаимосвязь типичных трудностей в обучении школьников и уровня их познавательных процессов.

Использование дидактической игры «Вспоминай-ка» для развития и коррекции познавательных процессав и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике развития познавательных процессов учащихся.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемwikikurgan.orbitel.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Биология и Экология» на тему: «Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Савина Татьяна Анатольевна Савина Татьяна Анатольевна – учитель.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Савина Татьяна Анатольевна Савина Татьяна Анатольевна – учитель биологии МОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1

3 Виды потребностей: вода, музыка, общение, питание, воздух, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство. Базовые потребности Вторичные потребности Вода, общение, питание, воздух. Музыка, жилище, одежда, учеба, наука, литература, искусство.

4 Елена Берег В слове умирает существо, сущность, сущее, существованье, слово подменяет мирозданье. В слове – все. Само оно – ничто. Елена Берег 1.Речь человека состоит из ……. слов 2.Слова обозначают…… смысл 3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных слов

5 Речь Видимая (письменная) Височная + теменная доля ГМ Произносимая (вслух или про себя) Лобная + височная доли левого полушария Слышимая (устная) Височная доля левого полушария

6 Виды речи Внешняя Письменная Устная Диалогическая Монологическая ВнутренняяАффективная

7 Распределите в правильном порядке этапы формирования внутренней речи, поставив рядом арабские цифры 1, 2, 3: Словесные реплики-команды переходят во внутреннюю речь ребенка. 3 Ребенок сам проговаривает действия, как бы давая инструкцию самому себе. 2 Взрослые показывают ребенку необходимые действия и называют их. 1

8 Упражнение Упражнение «Выражение мысли другими словами» «Нынешнее лето будет очень теплым»

9 Ольга Форш «Одеты камнем»

10 Познавательные процессы ОщущенияВосприятияВоображениеПамятьМышление Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред- ственно воздействую- щих на наши органы чувств Отражение предметов и явлений, непосред- ственно воздейству- ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведе- ние чего-либо Высшая форма отражатель- ной деятель- ности, позво- ляющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер- ности

11 Лабораторная работа. «Изучение явления взаимной индукции процессов возбуждения и торможения» Рассмотрите рисунок «ваза – два профиля». Найдите на нем два черных профиля, обращенных лицом друг к другу, и белую вазу.Рассмотрите рисунок «ваза – два профиля». Найдите на нем два черных профиля, обращенных лицом друг к другу, и белую вазу. Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда мы видим профили, пропадает изображение вазы?Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда мы видим профили, пропадает изображение вазы? Смотрите на рисунок «ваза – два профиля» до тех пор, пока изображения не начнут сменять друг друга: будет видна то ваза, то два профиля. Объясните данное явление.Смотрите на рисунок «ваза – два профиля» до тех пор, пока изображения не начнут сменять друг друга: будет видна то ваза, то два профиля. Объясните данное явление.

13 Чтобы удержать образ вазы с минимальной затратой энергии надо: а) ничего не предпринимать; б) удерживать образ вазы, прикладывая волевое усилие; в) украшать вазу цветами, затем фруктами: яблоками, грушами, апельсинами в различных сочетаниях.

14 Рассмотрите рисунок «носатый человек и нищенка».Рассмотрите рисунок «носатый человек и нищенка». Чтобы с наименьшими затратами нервной энергии обеспечить устойчивость внимания на белом профиле, надо: а) дать милостыню нищенке; б) удерживать образ с помощью волевого усилия; в) дать «носатому человеку» понюхать цветы, духи, нашатырный спирт; г) ничего не предпринимать. Вывод: с каким законом вы столкнулись при выполнении лабораторной работы? Чем обеспечивается избирательность восприятия?

16 Домашнее задание Создать рекламный щит «Мой учебник – мой помощник» Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз

17 Память Механическая Логическая ²-5²

18 Виды памяти По характеру психической активности ДвигательнаяСмысловаяОбразнаяЭмоциональная

19 По характеру целей деятельности Непроизвольная (отсутствует цель что-либо запомнить) формируется основная часть жизненного опыта Образная (есть цель что-либо запомнить) получение профессиональных и др. специальных знаний

20 По продолжитель- ности сохранения материала Кратковременная (первые секунды после восприятия материала) Оперативная (вид кратковременной, обслуживание актуальных действий) Пример: чтение, списывание Долговременная (после многократного повторения и воспроизведения)

21 Мыслить человека научили страсти. Луи Вовенарг

25 Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, — размышляйте, и хотя криво, — да сами. Г.Лессинг

26 Рефлексия 1 группа: воображение, сочинение. 2 группа: мышление, рассуждение. 3 группа: речь, меч.

27 Отражение в сознании отдельных свойств предметов при воздействии их на органы чувств называется: а) ощущением б) восприятием в) представлением г) памятью

29 Не правильно! Подумай еще!

30 Отражение в сознании предмета в целом при его воздействии на органы чувств называется: а) волей б) ощущением в) вниманием г) восприятием

32 Не правильно! Подумай еще!

33 Обобщенное и опосредованное познание действительности называется: а) ощущением б) памятью в) воображением г) мышлением

35 Не правильно! Подумай еще!

36 Мальчик пытался вспомнить обстановку своей комнаты, но целостного образа не получалось, возникали лишь отдельные детали обстановки, которые тут же исчезали. Это были: а) ощущения б) восприятия в) представления памяти г) мышление

38 Не правильно! Подумай еще!

39 Память, сохраняющая информацию на время выполнения определенной деятельности, называют: а) длительной б) оперативной в) механической г) логической

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

Речь и сознание Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды.

Подсознание Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание.

Главное отличие человека от животных Главное отличие человека от других существ – это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды. На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.

Речь и ее значение. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы. Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь.

Речь и рефлексы Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение. Познавательные процессы также связаны с речью. Она позволяет понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком события.

Познавательные процессы Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами. Они неразрывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе, обработке и хранении информации. Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.

Познавательная деятельность Познавательная деятельность человека начинается с ощущения отдельных качеств предметов и явлений: твердости, гладкости, громкости, яркости – и восприятия пространства в целом и отдельных предметов в нем, действующих на органы чувств в данный момент. Эти впечатления фиксируются нашей памятью.

Память Память – это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования. Различают три основных процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Как заучить, как запомнить надолго и воспроизвести, т.е. вспомнить материал именно тогда, когда это нужно, – проблема многих людей.

Виды памяти Психологи различают память долговременную и краткосрочную. Допустим, вы захотели узнать номер телефона кинотеатра и позвонили в справочную. Вам ответили, вы набрали номер, занято. Повесили трубку, хотели набрать номер снова и . не смогли – забыли его, потому что была установка на короткий срок.

Оперативная память Звонить еще раз вы не собирались. Такую краткосрочную память называют оперативной, поскольку она действует лишь на тот срок, который необходим для совершения операции (в нашем примере – набор телефонного номера кинотеатра). Долговременная память более прочная.

Механическая и логическая память Различают также память механическую и логическую. Механическая память действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическая – когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.

Память, связанная с органами чувств Память бывает зрительная, слуховая, моторная, и у разных людей наиболее эффективной бывает одна, либо вторая, либо третья, либо какие-то сочетания из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух, читать про себя или составить конспект прочитанного. Последний вариант будет полезен для многих, так как активная работа с учебным материалом позволит лучше запомнить нужную информацию.

Полезные советы При запоминании не следует читать текст много раз подряд. Лучше прочесть один раз и попытаться мысленно или вслух его пересказать, заглядывая лишь в забытые места. Если у доски не удалось хорошо ответить материал, который вы дома учили, задумайтесь о причинах. Возможно, все дело было в том, что вы плохо представляли себе план ответа и учителю приходилось помогать вам наводящими вопросами.

Причины неудачи. При подготовке к следующему уроку лучше записать план и попробовать ответить, используя этот план, а потом мысленно вспоминая его пункты. Возможно, причина неудачи в том, что было трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.

Воображение Память всегда опирается на воображение и мышление. Воображение – это создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся человеком в действительности. Яркость и точность этих образов – основа развития творческой деятельности.

Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. Проснувшись утром, вы увидели мокрые крыши и заключили, что был дождь, хотя в данный момент дождя нет. Чтобы сделать такой вывод, надо было знать общие свойства воды – способность смачивать предметы. Это обобщение позволило вам узнать о событии, свидетелем которого вы не были. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью, и потому любой человек, не задумываясь, назовет язык (или языки), на котором он думает, мыслит.

Значение мышления Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.

Выводы Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления, как и многие приобретенные формы поведения (условные рефлексы, рассудочная деятельность), а также законы работы головного мозга (наличие безусловного и условного торможения, явления доминанты, закон взаимной индукции) едины для человека и животных.

Познавательные процессы Главное отличие человека от животных – это сознание, владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ощущения отражают отдельные качества предмета, восприятие – весь предмет и всю обстановку в целом. Память – это сохранение в сознании прошлого опыта. Воображение – это способность создавать мысленные образы реальных и нереальных предметов и событий.


Статьи по теме