План Конспект Урока по Литературе

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: План Конспект Урока по Литературе. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

План Конспект Урока по Литературе.rar
Закачек 2357
Средняя скорость 1764 Kb/s
Скачать

разработка урока по теме»Повесть Г.Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние».

Предварительный просмотр:

Повесть Г. Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние»

1. ФИО (полностью) Мамаева Галина Анатольевна

2. Место работы МОАУ СОШ №20

3. Должность учитель

4. Предмет литература

6. Тема и номер урока Тема «Литература периода Великой Отечественной

в теме войны», урок №2

7.Базовый учебник Литература 9 кл: учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной.

М. «Просвещение» 2010г.

8. Цель урока: уяснить нравственные уроки Г. Бакланова, главные ценности, о которых говорит писатель

  1. Обучающие: обосновать смысл названия произведения, определить место фронтовой прозы в современной литературе, совершенствовать умение анализировать текст.
  2. Развивающие: способствовать развитию творческого мышления ученика и познавательного интереса к предмету.
  3. Воспитательные: вызвать у детей размышления о прошлом, переживания, душевный отклик.

10. Тип урока. Урок развития умений и навыков

11. Формы работы учащихся. Групповая работа.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.

13. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

На доске эпиграф:

«Весь под ногами шар земной.

Но в памяти всегда со мной

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

  1. Вступительное слово учителя

Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами – обязанность всех живущих на Земле. Поэтому сегодня на уроке мы вновь прикоснемся к страницам, опаленным войной. Будем анализировать произведение Г.Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние».

— Каких писателей или поэтов, рассказывающих о войне, вы знаете?

— Каково место фронтовой прозы в советской литературе?

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Эту почетную миссию с честью выполнила фронтовая проза. Бакланов принадлежал к поколению фронтовых писателей. Книги о войне – тоже памятник погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, учат высокой нравственности. Писатели и поэты вновь и вновь возвращаются к теме войны.

«Не за победными трофеями возвращаются снова и снова сегодняшняя литература на поле давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать! Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, спасший нашу Землю от фашистского нашествия, какими они были, солдаты нашей армии, а были они молодыми.» (В.Кондратьев)

На их долю выпало это суровое, страшное, военное время. Они, молодые, вынесли на своих плечах тяжелое бремя войны. Именно 18-20-летние навеки успокоились в братских могилах. Известно из статистики, что их, рожденных в 1922-1925г, вернулось с войны лишь трое на сотню. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем им, которые «прошли по этой жизни просто, в подкованных пудовых сапогах».

— Объясните смысл названия произведения

Погибают молодые, девятнадцатилетние. Через образ В Третьякова Бакланов рассказывает о целом поколении, поколении, получившем право на портрет.

— Какова композиция повести?

Композиция повести кольцевая, так как начало произведения предвосхищает его конец. Участники экспедиции, снимавшие фильм о войне, случайно нашли останки солдат. «Живые стояли у края вырытой траншеи, а он сидел внизу». По зеленой от окиси пряжке только и смогли определить, что это советский офицер. Его имя, его жизнь остались неизвестны никому. И автор своей повестью пытается исправить эту ошибку, дав герою имя, фамилию, судьбу. (В.Третьяков)

  1. Давайте обратимся к образу главного героя повести.

— Каким мы увидели лейтенанта В.Третьякова?

— Что о нем думают его боевые товарищи?

Работа в группах.

Главного героя, лейтенанта В. Третьякова, Бакланов наделяет всеми чертами характера(смелостью, стойкостью, честностью), которые были присущи русским солдатам, вынесшим на плечах своих все тяготы войны. В центре повествования один год жизни девятнадцатилетнего, еще не совсем опытного лейтенанта Третьякова. Возглавив батарею, он чувствовал в сложные минуты, что «не кто-то другой, кого в душе чертыхать можно, отвечал за него, а он сам командовал людьми» и поэтому был в ответе за них. Третьяков боялся ошибиться , т.к. знал, что война ошибок не прощает. Но он испытывал и чувство стыда за свои порой мальчишеские действия, например: «Под мост полез, что-то кричал… Проще было сесть рядом с трактористом и спокойно вести батарею: и шуму меньше, и толку больше». Такая сложность и неуверенность возникала от того , что Третьяков в первое время чувствовал себя еще чужим среди бойцов. И только потом он проявит и умение, и храбрость, и стратегическое мышление, и силу духа. Писателю удалось показать не только тяготы войны, но и азарт девятнадцатилетнего командира, его бодрость, свойственную молодости, его оптимизм. Ненадолго герой Бакланова оказывается выключенным из военной обстановки, когда после ранения попадает в госпиталь, где ему суждено было пережить первую в своей жизни, но непродолжительную любовь. Третьяков, прежде всего, «человек во плоти и крови, но сердце у него не в разладе с сознанием». Это личность цельная, с повышенным чувством совести: для него она и компас поведения и судья содеянного.

Атраковский «глядя в добрые глаза этого мальчика, в глубине суровые», много повидавшие, скажет: «Вот эти люди, а не какие-то особые, другие, и есть та единственная сила, способная все одолеть, с какой готовностью к самопожертвованию подымается эта сила всякий раз в роковые мгновения, когда гибель грозит всему».

  1. Батальные сцены обрамляют госпитальные.

Через фронтовые и госпитальные сцены автор показывает, каков наш герой. А он совет еще мальчишка: тоскует по матери и сестре. Это чувство свойственно каждому человеку, особенно девятнадцатилетнему юноше.

  1. — О чем рассказывает автор через философские размышления героя?

Через философские размышления главного героя показана никчемность войны, которой могло бы не быть. И Бакланов продолжает толстовскую традицию, заставляя своего героя мучительно размышлять над смыслом войны и мира. И снова бой, на этот раз последний в жизни лейтенанта. Снова непоказное мужество. На миг предстает перед ним небо, как когда-то перед Болконским: «…высоко над головою, в высоком ослепительном небе, строй за строем шли белые кучевые облака. Как хорошо в мире. Боже ты мой, как просторно! Он словно впервые вот так все увидел». Но вот прогремела автоматная очередь, и, как подкошенный, падает Третьяков. Он, как и многие другие, очень хотел жить, любить, радоваться жизни, а не умирать: недолюбив, недочитав, недокурив последней сигареты».

Через фронтовые и госпитальные сцены, через философские размышления автор рассказывает о целом поколении, которое «имеет право на портрет».

Сегодня на уроке мы вместе с героем прожили небольшой отрезок его жизни, вместе с ним радовались, огорчались, страдали..

Литературовед Юрий Болдырев писал: «Если человечество перестанет чувствовать чужую боль, оно истечет кровью. И пока мы способны сопереживать, страдать за других, как за себя, мы остаемся людьми, мы — человечество. Книги Г.Бакланова говорят о связи поколений, о жизни, о правде, о совести. Они заставляют думать о войне, но и о том, как нам жить сейчас, чтобы не было стыдно перед молодыми, навеки девятнадцатилетними, погибшими во имя нашей жизни.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Разработка урока литературы в 5 классе

Тема: Понятие о драме как роде литературы. Художественные особенности драматического произведения.

образовательные: 1) дать определение драмы и её жанров;

2) выявить художественные особенности драматического произведения;

3) заинтересовать учащихся драматическим родом литературы.

1) формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки;

2) формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

1) развивать устную и письменную речь учащихся;

2) развивать умение работать с текстом.

Тип урока: урок изучения теоретического понятия.

Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о каком роде литературного произведения пойдёт речь?

Учитель: Известно крылатое выражение, что «вся жизнь – театр, а люди в ней – актёры». Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то вы ученики, то дети, то друзья, то прохожие, то внуки. И в каждой ситуации человек выбирает определённый тон и линию поведения, форму общения.

Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играет какую-то роль для зрителей – это профессия. Я говорю о театре, древнейшем виде искусства и об актёрах.

А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, оперный – ни один из них не обойдётся без слов.

Приём – составление списка известной информации.

— Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о драме. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.

(Разбиваю учащихся на пары)

— Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о драме. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите ваши соображения.

— А теперь поделитесь своими знаниями о драме.

(По ходу ответов веду записи на листе бумаги)

2. Стадия осмысления.

— Теперь пора подготовиться к чтению статьи. Пока вы её читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи. Их четыре: «V», «+», «?», «-«:

Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;

Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Эти обозначения должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о драме в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки.

Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Её содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссёрской трактовкой драматического произведения, актёрской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля.

Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны. Но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни.

Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором здесь идёт речь), комедия. В комедии осмеиваются все стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

— Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие представления подтвердились? (учащиеся просматривают материал)

— Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

— С чем не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

— Что вам было известно о драме?

— Что явилось для вас новым?

Приём — «сопоставление плана статьи»

— Просмотрите ещё раз статью и, объединившись в пары, составьте её план, озаглавив его «Художественные особенности драмы как рода».

— Каковы художественные особенности драмы как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем – то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.

Д/З: Составить синквейн, в основе которого будет слово «драма»;

Прочитать материал учебника на стр. 248 – 249;

Ответить на вопросы стр. 249;

Выучить определение драмы и её художественные особенности.

План конспект урока по литературе, для учащихся 3 классов.

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по Литературе»

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского

План-конспект урока по литературному чтению для 3 «Б».

Студент: Якоби Артём Александрович

Преподавание в начальных классах

Учитель: Чурикова Лариса Владимировна

Методист: Шишко Татьяна Константиновна

Информационный дидактико-технологический и методический

А.П. Чехов “Белобый”

Урок с элементами беседы

Урок открытия нового знания

Государственный социальный заказ

— Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Закона «О развитии образования в г. Москве»;

— Конвенции о правах ребенка;

— Программы развития воспитания в системе начального образования;

— Национальной доктрины образования РФ;

— Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

— Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Основной миссией образования (по ФГОС НОО, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373) является обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций.

формирования уважительного отношения к иному мнению, формирования эстетических потребностей, ценностей, чувств;

формирования на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирования умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


Статьи по теме