Конспект Лекций Деньги и Кредит

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Лекций Деньги и Кредит. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Книги».

Конспект Лекций Деньги и Кредит.rar
Закачек 1128
Средняя скорость 2438 Kb/s
Скачать

Развитие в Украине рыночной экономики выдвинула на передний край экономической науки и практики исследования и изучения сущности и механизмов функционирования категории «гро-

ши» и «кредит». На их использовании основывается большинство инструментов рыночного ведения хозяйства: ценообразование, расчетно-платежные отношения, банковская деятельность, системы экономического стимулирования, коммерческий расчет, инвестиционная деятельность, фондовый и валютный рынки, страхование и т.д. С учетом закономерностей функционирования денег и денежного рынка, банков, банковской системы, формируется экономическая политика государства вообще и денежно-кредитная политика центрального банка в частности, осуществляется государственная регуляция всех областей экономической жизни общества.

В связи с этим изучение дисциплины «Деньги и кредит» является необходимым условием подготовки экономистов высшей квалификации. Особенно важную роль эта дисциплина играет в подготовке специалистов банковского дела, финансов, страхования, бухгалтерского учета и аудита, на которых в основном и рассчитан этот учебник. Он обеспечивает научно-теоретическую и методологическую основу для формирования системы знаний по конкретно-прикладных дисциплин по каждой из названных специальностей.

Учебник, который предлагается Вашему вниманию, в корне отличается от учебника под таким же названием, изданного при участии наших авторов в 1992 г. издательством «Лыбидь».

Во-первых, Украина уже почти 10 лет развивает экономику рыночного типа, приобрела значительный опыт использования денег и кредита в очень сложных условиях переходной экономики, пережила невиданную за мирных условиях гиперинфляции, развила в основном инфраструктуру собственных банковской, денежной и валютной систем, сформировала в общих чертах денежный, фондовый и валютный рынки. У авторов появились широкие возможности для проверки теоретических положений на практическом опыте и фактических материалах своей страны, чего не было при написании учебника 1992 г.

Во-вторых, коренным образом изменилась типовая программа дисциплины «Деньги и кредит», значительно усилилась ее теоретико-методоло-гічна направленность, в связи с чем в этом учебнике появились новые разделы, некоторые — удалены, а те, что остались, существенно переработаны. В-третьих, за это время существенно активизировалась украинская научная мысль в сфере денег, кредита, банковского дела, появились многочисленные публикации по этим вопросам отечественных ученых (статей в журналах и научных сборниках, монографий, учебных пособий и учебников), а также опубликовано немало фундаментальных переводных работ зарубежных авторов. Это дало нам возможность значительно уточнить и углубить свои позиции по многим спорным вопросам, существенно повысить дискуссионность изложения наиболее сложных тем курса.

В-четвертых, за эти годы заметно улучшилась подготовка студентов экономических специальностей высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации, в частности с макроеконо-мики и экономической теории, специальных дисциплин, что дало основание авторам значительно углубить и усложнить изложение всех разделов курса, сосредоточить основное внимание на его теоретических и методологических аспектах и меньше внимания уделять практически-прикладным вопросом, чтобы избежать дублирования.

Авторами отдельных глав учебника являются: М. И. Савлук — руководитель авторского коллектива (предисловие, разделы 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.4, 4.5, 4.6, 5, 6.1, 6.2, 6.4, 6.5, 7, 8.2, 8.3, 9.1, 9.3, 10); А. М. Мороз (раздел 12); Г. Ф. Пуховкина (раздел 11); /. М. Лазепко (разделы 8.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.6); /. В. Шамова (разделы 4.2, 6.3, 6.6, 6.7, 13.1, 13.2, 13.5);/ В. Токмакова (разделы 13.3, 13.4).

Авторы будут благодарны всем читателям учебника за замечания и предложения по поводу его содержания, структуры и оформления. Свои отзывы и замечания просим присылать на адрес: г. Киев 03113, ул. Дегтяревская, 49 «Г», Украинская финансово-банковская школа, проф. Савлуку М. И.

Деньги это особая категория в жизни общества. С ними связаны надежды и крушения, успех и неудачи. Но исследование этой стороны нашей жизни — удел искусства и литературы. Наше внимание будет направлено на другие особенности денег и связанных с ними проблем. Мы будем рассматривать деньги как категорию экономическую.

Жизнь современного общества трудно представить без такого важного финансового инструмента, как деньги. Именно деньги приводят в движение все производительные силы общества и раскрывают потенциальные возможности, имеющиеся в его распоряжении, на благо (а иногда и во вред) людям. Именно деньги обеспечивают людям возможность обменивать свои способности, умение, знания на все необходимое для того, чтобы организовать свою жизнь в соответствии с собственными представлениями о ней. Но прежде чем попасть в руки людей, которые могут распорядиться ими по своему усмотрению, деньги проходят долгий путь метаморфоз и этот путь денег связан с определенными законами и порядком. Для движения денег необходимы специфические каналы (платежные системы), деньги должны где-то концентрироваться для того, чтобы их можно было эффективно использовать в сфере производства необходимых товаров и услуг, поддержания стабильного существования государства, наконец, деньги где-то должны изготавливаться (печататься или чеканиться) и вводиться в действие. В современном обществе концентрация денег, направление их по разным потокам, ввод в действие новых купюр и монет осуществляется банками. В масштабах государства банки образуют банковскую систему. Одно из важнейших свойств денег — быть своеобразным товаром. Это свойство в полной мере реализуется кредитной системой (национальной, международной, мировой).

Таким образом, деньги, кредит и банки тесно связаны между собой и вполне закономерно, что изучение этих трех составляющих экономической и финансовой жизни общества объединено в одной дисциплине. Конечно, можно отдельно изучать только деньги во всем многообразии их форм и проявлений (свойств) или банки и банковские системы, но такой подход исключал бы возможность изучения сложных динамических процессов, подчиня-

ющихся определенным законам и связывающих воедино денежную систему, кредитные отношения в обществе, банковскую систему и, что самое важное, механизмов регулирования этой сложной разноплановой системы. Целью данной дисциплины является изучение этих трех составляющих в комплексе для того, чтобы понять сложные процессы становления, развития и современного состояния кредитно-финансовой системы, ее роли в экономической жизни общества, формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по денежному обращению, кредиту и банкам.

Поставленная цель определяет ряд задач. Основные из них следующие:

♦ научиться правильно оценивать возможные последствия изменений в одной из сфер на всю кредитно-финансовую систему;

♦ научиться использовать основные закономерности, связывающие отдельные процессы в кредитно-финансовой системе для выработки эффективных управленческих решений в менеджменте банка, на предприятии торговли или в производственной сфере.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

♦ сущность, функции и роль денег в экономике;

♦ законы денежного обращения;

♦ сущность инфляции, формы ее проявления и методы стабилизации денежного обращения;

♦ виды денежных реформ;

♦ сущность, элементы, типы денежной системы, ее особенности в России;

♦ бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения;

♦ конвертируемость национальных денег и ее типы, валютный курс, международные расчетные операции;

♦ необходимость кредита, его сущность, формы, функции;

♦ сущность ссудного процента и его экономическую роль;

♦ сущность и формы международного кредита;

♦ типы банков, структуру банковской системы, роль банков в развитии экономики; банковскую систему России;

♦ операции центральных, коммерческих и специализированных банков;

♦ современную инфляцию и ее национальные особенности;

На основании теоретического материала и самостоятельного изучения специальной литературы, нормативных актов студенты должны уметь:

♦ организовать кассовое обслуживание предприятий, организаций, учреждений и населения;

♦ определить кредитоспособность клиента и возможность предоставления ему кредитов;

♦ обеспечить заключение кредитного договора и выполнение его в срок;

И иметь представление:

♦ о сущности, функциях, денежно — кредитной политике центрального банка;

♦ о методах проведения центральным банком денежно-кредит- ной политики (учетной политики, операций на открытом рынке, изменения норм обязательных резервов, селективной политики);

♦ об активных, пассивных, комиссионных операциях коммерческих банков;

♦ о новых операциях коммерческих банков: лизинге, факторинге, форфетировании;

♦ об операциях коммерческих банков с ценными бумагами.


Статьи по теме