История Древний Рим Рабочая Тетрадь

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: История Древний Рим Рабочая Тетрадь. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

История Древний Рим Рабочая Тетрадь.rar
Закачек 3642
Средняя скорость 5757 Kb/s
Скачать

Задание 5.1. Заполните пропуски в тексте

Город Рим был основан в 753 году до н.э. Он располагался на семи холмах на берегу реки Тибр. Эта местность называлась «местность семи холмов» или «вечная» , и здесь обитали племена этрусков . Соседями Рима были племена латины, сабины, самниты . Многие сови достижения жители Рима позаимствовали у живших за морем и создавших в Италии свои колонии греков . Первым царем Рима был Ромул

Задание 5.2. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Патриции и плебеи обладали

в) неравными правами — патриции имели преимущество

2. Основу римской армии составляли

3. Плодами побед римской армии пользовались

а) главным образом патриции

4. Плебеи начали борьбу за свои права

в) покинув город Рим, оставив его беззащитным

5. Результатом борьбы патрициев и плебеев было

а) установление должности народных защитников — трибунов

Задание 5.3. Расставьте события в хронологическом порядке

1. Война с этресками

2. Взятие галлами Рима

3. Война с самнитами

4. Война с царем Пирром

5. Создание римско-италийского союза

Задание 5.4. Соотнесите термины и определения

Задание 5.5. Соотнесите названия должностных лиц Римской республики и их обязанности

Задание 5.6. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Римляне изгнали царя и установили республику

2. Народное собоание избирало

а) двух консулов

3. Консулы избирались

4. В мирное время консулы

а) управляли городом

5. В военное время консулы

а) командовали войском

6. В середине V века до н.э. в Древнем Риме

б) были приняты законы XII Таблиц

Задание 5.7. Соедините стрелками имена богов Древней Греции и Древнего Рима, соответствующих друг другу

Задание 5.8. бозначьте цифрами на схеме «Римское войско периода ранней республики»:

3 — легковооруженных воинов

Задание 5.9. Пунические войны

1. Отметьте красными точками и подпишите на карте названия столиц государств. участвовавших в Пунических войнах

2. Обведите зеленым цветом границы Римской республики к началу Первой Пунической войны

3. Зеленой штриховкой покажите территории, захваченные Римом в результате Первой Пунической войны

4. Обведите синим цветом границы Карфагена к тому времени, когда началась Вторая Пуническая война

5. Отметьте красными крестиками места битв Второй Пунической войны: при Тразименском озере, при Каннах; при Заме. Рядом напишите их даты

6. Нарисуйте красными стрелками направления походов Ганнибала, черными стрелками — походов римских полководцев

Задание 5.10. Расставьте имена римских императоров в порядке правления

Задание 5.11. Укажите, почему войны между Древним Римом и Карфагеном называются «Пуническими»

1. В честь одного из римских полководцев

2. В честь историка, написавшего книгу об этих войнах

3. По тому, как римляне назывались карфагенян

Задание 5.12. Прочитайте отрывок из произведения историка Плутарха. Отметье событие о котором идет речь

1. Битва при Гавгамелах

2. Битва при Каннах

3. Битва у Тразименского озера

4. Битва при Заме

5. Битва при Пидне

Задание 5.13. Соотнесите события и даты

Задание 5.14. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Народный трибун имел право

б) отменять решения сената и консулов

2. Основу римского войска во II веке до н.э. составляли

3. Массовое разорение крестьян привело к

б) ослаблению войска

4. Земельный закон Тиберия Гракха был принят

б) народным собранием

5. Тиберий Гракх и его стронники были

6. Союзническая война закончилась

б) признанием за союзниками римкого гражданства

Задание 5.15. Обозначьте цифрами вооружение римского легионера:

Задание 5.16. Разгадайте кроссворд

Задание 5.17. укажите верный вариант продолжения фразы

1. Гражданские войны в Риме закончились победой

2. В 30 годы до н.э. в Риме была установлена

б) единоличная власть

3. Звание «Август», полученное Октавианом, означало

в) «возвышенный богами»

Задание 5.18. Соотнесите крылатые выражения и мена исторических деятелей, с которыми они связаны

Задание 5.19. Разгадайте кроссворд

Задание 5.20. Римская империя в I веке до н.э.

Задание 5.21. Отметьте имя римского императора, о котором идет речь в тексте

1. Октавиан Август

Задание 5.22. Заполните пропуски в тексте

Христианство возникло в восточной части Римской империи. Основателем новой религии был Иисус Христос . Он родился в годы правления императора Августа. О его рождении и жизни повествуют четрые книги Новый звет («Благая весть»).

В годы правлеиния императора Тиберия в Палестине жил Иоанн реститель. Он крестил людей в водах Иордана, очищая их от грехов. Иисус, которому тогда было 30 лет, тоже омылся в этих водах, и на него сошел Дух Святой в виде голубя. С того времени Иисус начал творить чудеса и учить людей, как надо жить, чтобы спасти свою душу и попасть в Царствие Небесное. У него появились многочисленные последователи и ученики.

Но иудейский жрецы, боясь потерять влияние на верующих, возненавидели Иисуса. Они обвинили его в искажении веры и потребовали казнить его. За 30 серебрянников подкупили одного из учеников — Иуду, и тот помог схватить Христа. Иисуса отвели к местному наместнику Понтию Пилату , который утвердил смертный приговор.

Иисуса отвели на гору Голгофу у стен главного города Палестины и Иерусалима , где должна была совершиться страшнейшая казнь — распятие .

Тело козненного Иисуса римялне положили в гробницу недалеко от места казни и приставили к ней стражу. Но когда через день его ученики пришли к гробнице совершить полагающиеся обряды, они увидели, что там никого нет. Внутри, на каменном ложе, сидел ангел, сообщивший, что Иисус Воскрес . Вкоре Христос явился свим ученикам и возвестил, что для них пришел час отправиться в разные концы земли, чтобы донести его слова людям. Двенадцать ближайших учеников Иисуса, называемые апостолами (посланниками), понесли по свету учение Христа и рассказ о его жизни. Во многих местах Римской империи образовались общины верующих. Так возникла христианская религия

Задание 5.23. Соедините стрелками название «Древний Рим» с изображениями достижений культуры этого государства

Задание 5.24. Отметьте имя исторического деятеля, о котором писал древнеримский историк

Задание № 84. Решите кроссворд «Вспомним историю Древнего Рима»

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы «Энеида» (Вергилий). 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона (Сенека). 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей (Колизей). 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара (Пантеон). 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме (Цезарь). 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени (Гораций). 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях (диктатор). 14. Последняя царица Египта (Клеопатра). 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки (колоны). 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году (готы). 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона (Вар). 23. Речка, перейдя которую, Цезарь произнес: «Жребий брошен!» (Рубикон). 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн (Октавиан). 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц (Брут). 26. По словам римлян, «лучший из императоров», прекративший казни по ложным доносам (Траян). 29. Последний император Западной Римской империи (Ромул). 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака (Фракия). 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров (Тацит). 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту землевладельцев Италии (Гракхи).
По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь (сенат). 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев (Везувий). 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики (император). 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии (Спартак). 5. Главный герой поэмы Вергилия (Эней). 8. Сооружение для конских состязаний (цирк). 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем (Галлия). 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве (бетон). 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством (Красс). 13. Римские бани (термы). 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться (Константин). 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций (Антоний). 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть (Помпей). 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5 века и подвергшее его страшному опустошению (вандалы). 18. Город, где началось восстание Спартака (Капуя). 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян (арка). 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали (варвары). 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн (Август). 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь (Босфор). 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году (Аларих). 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом (Акций)

Задание № 85. Ответьте на вопросы

Кто произнес эти слова? По какому поводу?

1. Еще одна такая победа, и мы погибнем!

Царь Эпира Пирр после победы над римлянами в сражении, где его войска понесли большие потери

2. Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!

Тиберий Гракх о римских легионерах, постепенно терявших свою землю и пополнявших ряды бедняков Рима

3. Карфаген должен быть разрушен!

Сенатор Катон этими словами заканчивал каждую свою речь в сенате — он был обеспокоен сильно-развитой торговлей и экономикой Карфагена

4. Жребий брошен!

Юлий Цезарь, когда его войска перешли Рубикон и направились к Риму

5. Вар, верни мне легионы!

Император Август, после гибели трех римских легионов под командованием Вара, попавших в засаду германцев в Тевтобургском лесу

6. Какой великий артист погибает!

Император Нерон. Покинутый всеми, он приказал своему слуге заколоть его и, умирая, произнес эти слова

7. Я хочу быть таким императором, какого сам бы пожелал себе, если бы был подданным

Император Траян. Римляне называли его «лучшим императором»

Задание № 86. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. Как зовут младенцев? Какая судьба ждет каждого из них?

Ромул и Рем. В будущем они решили основать город в месте, где их вскормила волчица, но поссорятся и Ромул убьет брата. Убийство не помешает ему основать город и назвать его своим именем.

2. Предположите, почему хищница не загрызла младенцев, а согревает их своим теплом. Вы дадите правильный ответ, если вспомните, кто был их отцом.

Их отцом был Марс и дети находились под его защитой (прим. — В природе встречаются такие случаи, даже собака выкармливает котят)

Задание № 87. Вспомните древнеримскую легенду, которой посвящен рисунок нашего времени

1. В ночной тиши взбираются на крепостную стену воины. Кто они? Почему рассчитывают на успех? Что помешало им захватить крепость? На каком холме она находилась?

В 390 г. до н.э. Рим был осажден галлами. Ночью они решили взобраться на стены, потому что измученные осадой римляне спали и не могли заметить опасности. Но гуси, жившие при храме Юноны, загоготали и разбудили защитников крепости, расположенной на Капитолийском холме, после чего штурм был отбит

2. Предположите, почему защитники крепости, голодавшие во время долгой осады, не решились съесть гусей

Гуси жили при храме богини Юноны и почитались, как священные животные

3. Какое крылатое выражение вошло в нашу речь? В чем оно не соответствует исторической истине? Вы дадите правильный ответ, если вспомните, каких успехов добивались враги до осады крепости

«Гуси Рим спасли». Но это мало помогло римлянам, так как измученные осадой они были вынуждены сдаться и заплатить огромный выкуп, чтобы галлы покинули разграбленный и сожженный Рим

Задание № 88. Догадайтесь, о чем (или о ком) идет речь, и ответьте на вопросы

1. Согласно преданиям, греки десять лет осаждали богатый и хорошо укрепленный город в Азии. В каком приблизительно году началась эта осада? Чем она окончилась? Какие два имени имел осажденный греками город?

Около 1200 г. до н.э. началась осада Трои и продолжалась примерно 10 лет. Второе название Трои — Илион (отсюда «Илиада»)

2. Знаменитые состязания сильнейших атлетов проводились в Элладе один раз в четыре года. Когда состоялись первые состязания? Где именно они проводились? Как назывались?

В 776 г. до н.э. состоялись первые состязания в Олимпии — Олимпийские игры

3. Согласно древнеримской легенде, братья-близнецы, сыновья бога войны, поссорились между собой. Вспомните из-за чего. На каком берегу Тибра произошла ссора? К чему она привела? В каком году, по легенде, это было?

В 753 г. до н.э. Ромул и Рем решили основать город, но возник спор на каком из холмов строить его. В результате Ромул убил брата. Рим был основан на Палатинском холме на левом берегу Тибра

4. Назовите имя знаменитого вождя демоса в Афинах. Пятнадцать раз его избирали на главную должность в Афинском государстве. Как называлась эта должность? В каком году он был впервые на нее избран?

Перикл. В 443 г. до н.э. он был впервые выбран на должность первого стратега

5. Этот народный трибун не был безучастен к страданиям неимущих граждан, у которых не было ничего, кроме воздуха и света. В каком году он выступил в их защиту? Чем хотел им помочь? Как звали трибуна?

Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. выступил с предложением Земельного закона, ограничивающего размер крупных землевладений и предусматривавшего бесплатную раздачу излишков земли бедным гражданам

6. Он подошел к пограничной реке и со словами «жребий брошен!» переправился через нее. О ком идет речь? В каком году это было? Каково название реки? К чему в истории Рима это привело?

Гай Юлий Цезарь. В 49 г. до н.э. его легионы перешли через Рубикон и двинулись на Рим. Это привело к падению республики, сосредоточению власти в одних руках и возникновению предпосылок к созданию императорской власти в Риме

7. Его имя знают в самых отдаленных уголках земного шара. Около двух тысяч лет назад вместе со своими учениками ходил Он по городам и селениям, исцелял больных, призывал творить добро и быть милосердным. Вы помните его слова: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Как Его зовут? В какой стране Он жил? Какую принял смерть?

Иисус Христос, живший в Иудее. Он был распят на кресте

8. Все в Римской империи были потрясены случившимся. «Мой голос пресекся, — писал один из современников, — когда я услыхал, что покорен город, которому покорялась вся земля!» О чем идет речь? В каком году произошло это ужасное событие? На каких условиях они согласились покинуть берега Тибра?

Речь идет о взятии Рима в 410 году готами во главе с Аларихом

63) Заполните контурную карту «Рост Римского государства» (с. 62).

64) Ответьте на вопросы. В наши дни три древних города почитаются всеми христианами. Что это за города? О каком из них его жители могли бы произнести такие слова?

+ 1) Каждый год на протяжении многих веков к нам прибывают толпы богомольцев из всех стран мира. По сей день христиане утверждают, что более двух тысяч лет назад в нашем городе родился Спаситель человечества.

+ 2) Да, Иисус родился не у нас, но в Евангелии говорится, что именно в наш город к его жительнице Марии явился ангел с благой вестью о том, что у нее родится Сын Божий.

+ 3) В нашем городе сохранилась длинная извилистая улица, по которой, согласно верованиям христиан, Иисус нес тяжелый крест к месту казни. Здесь он принял мученическую смерть и воскрес.

+ 4) В какой стране находятся три почитаемых христианами города?

Ответ: Иерусалим и Назарет, которые находятся на территории Израиля, а Вифлей в Палестинской автономии. Когда был Иисус Христос, эти города принадлежали Римской империи.

65) Ответьте на вопросы. В Евангелии от Луки рассказывается, что вместе с Иисусом Христом привели на казнь и двух разбойников. Их распяли на крестах по правую и по левую стороны от Христа. Один из разбойников злословил и говорил ему: «Если ты Христос, спаси себя и нас». Другой же разбойник, напротив, унимал первого, говоря ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же. Мы с тобой осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Христос ничего худого не сделал». И сказал этот разбойник Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он надеяться людям, совершившим дурные поступки? В каком случае перед ними могли открыться двери рая?

Ответ: Смысл слов заключается в том, что даже богатый человек вряд ли может попасть в рай. Или же в Царство попадут те, кто ведут правильный образ жизни и те кто всю свою жизнь мучался.

66) Разгадайте кроссворд «Первые христиане».

67) Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы и выполните задания. Живший в III (3-м) веке Киприан был епископом в римской провинции Африка. С негодованием и болью он писал, что перед кровожадными взорами тысяч зрителей разыгрываются бои, в которых «убивают человека в удовольствие человеку. Что может быть более бесчеловечным, более жестоким!»

+ 1) Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их.

Ответ: Гладиаторские бои были самым любимым зрелищем в Римской Империи. Там погибали и умирали рабы поэтому христиане ненавидели эти кровавые зрелища.

+ 2) Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?

Ответ: Эти кровавые зрелища обожали римляне. Гладиаторские бои были очень любимы и популярны.

+ 3) Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться.

Ответ: На 1 гладиаторе есть щит, шлем, короткий меч. А на 2 гладиаторе есть только копье. Закончится этот бой “плачевно”, кто-то из них погибнет.

+ 4) Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ.

Ответ: Я думаю, что да. Потому что каждое живое существо хочет жить! А убивать людей для своего досуга ужасно!

68) Рассмотрите рисунок, выполните задания и ответьте на вопросы. Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили как в самом Риме, так и за его пределами, утверждал, что он пользуется не большей известностью, чем конь Андремон. Подумайте, причем тут конь. Что имел в виду поэт? Ответьте с помощью рисунка.

+ 1) Представьте себе, что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участником какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите, как это зрелище изобразил художник.

Ответ: Участник гонок в Большом Цирке. Скачки были большим праздником для знатных, поэтому они устраивались пышно и ярко.

+ 2) Предположите, почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева)?

Ответ: Победители (звезды) скачек были самыми популярными в Римской Империи. А болельщики слева поддерживают своего фаворита.

+ 3) Сделайте вывод на основании слов поэта Марциала о культурном уровне римской толпы. Каковы были ее вкусы и пристрастия?

Ответ: Культура Древнего Рима была низкой. Потому что жители предпочитали веселиться, смотреть гладиаторские бои, чем читать литературу.

69) Рассмотрите рисунки, выполните задания и ответьте на вопросы.

В 79 году до н.э. в результате извержения вулкана Везувий погиб небольшой италийский город Помпеи. В XVIII (18-м) веке археологи раскопали Помпеи: его улицы, площади, дома, мастерские. Город имел амфитеатр и два театра (так они выглядят в наши дни).

1) Предположите, на каких рисунках изображены театры.

+ Театры изображены на рисунках

+ Какие зрелища могли устраиваться в здании театра?

Ответ:Балет (танцы), представлении, скачки, гонки.

+ Какие три части театра видны на рисунках?

Ответ: Места для зрителей. сцена.

+ 2) Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Какие две части амфитеатра видны на рисунке?

Ответ: Гладиаторские бои. Видны арена и места для зрителей.

+ 3) Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр — 2 тысячи зрителей; амфитеатр — 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых? Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?

Ответ: Театр пришел в Рим из Древней Греции. В Риме театр был как развлечение, а актеры, поэты и др. получали деньги, за то что развлекают знатных людей. Римляне не были культурными людьми, чем греки. Древний Рим предпочитал амфитеатр.

70) Рассмотрите три мозаичные фигуры, украшавшие пол одного из богатых домов римского города в Северной Африке. Ответьте на вопросы и выполните задания.

+ 1) Образованные римляне любили поэмы Гомера. Например, его рассказ о странных существах, изображенных на мозаике: «… Они звонкогласно запели: «Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав.». Догадайтесь, кто эти сладкоголосые существа. Опишите их облик. Добрые они злые? Обоснуйте ответ.

Ответ: Здесь говорится о сиренах Это были крылатые женщины с красивым голосом, которые прежде всего одурманивал мужчин. Сирены были злыми они «убивали» мореходов.

+ 2) Хитроумный мореход в поэме Гомера произносит такие слова: «Так нас они сладкопеньем пленительным звали. Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля. » Как звали морехода? Что должны были «немедля» сделать его товарищи? Как они поступили? Почему?

Ответ: Его звали Одиссей. Его спутники заткнули себе уши воском, а Одиссей привязали к столбу… чтобы тот не сбежал к сиренам.

+ 3) Почему Гомер называет морехода хитроумным? В чем проявилось его хитроумие при встрече со сладкоголосыми существами?

Ответ: Одиссей сумел провести кораблю мимо острова сирена и спасти жизнь спутников. Он был единственным кто смог услышать их пение, но остаться в живых.


Статьи по теме