Доклад по Истории 5 Класс Древний Рим

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Доклад по Истории 5 Класс Древний Рим. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Справочники».

Доклад по Истории 5 Класс Древний Рим.rar
Закачек 506
Средняя скорость 4773 Kb/s
Скачать

Доклад на тему «Древний Рим» расскажет о культуре и жизни в этой стране. «Древний Рим» доклад 5 класс может представить на уроке истории.

«Древний Рим» доклад

Древний Рим – могущественная древняя цивилизация, получившая свое название от столицы – Рима. Его владения простирались от Англии на севере и до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке и до Португалии на западе. Основание города Рима легенда предписывает братьям Ромулу и Рему.

История Древнего Рима ведет свое исчисление от 753 г до н. э. и завершается в 476 г н. э.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:

1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.
2. «царский» VІІІ-УІ в до н. э.
3. Римской республики 510-31 гг. до н. э.
4. Римской империи 31 гг. до н. э. — 476 г н. э.

Чем занимались древние римляне?

Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:

  • патрициев — коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
  • плебеев — более поздних поселенцев;
  • чужеземных рабов — они попадали в плен в ходе войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.

Рабы выполнили работу по дому, тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.
Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.
Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не могли управлять государством и командовать войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. Плебее занимались торговлей, разными ремеслами — обработкой камня, кожи, металла и т. д.

Все работы делали в утренние часы. После обеда жители отдыхали и посещали бани с термальными водами. Знатные римляне могли ходить в библиотеки, в театр.

Политический строй древнего Рима

Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, и исполнял обязанности верховного жреца. Также существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.

После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность — назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.
Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника — Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам — Европе, Азии и Африке.
Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший правитель стал императором, а государство стало именоваться империей.

Образование в древнем Риме

Основной целью римлян было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.
Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разным ремёслам.
Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома — учили готовить, шить и другим женским занятиям.

В Риме существовали школы трёх уровней:

  • Элементарные школы, давали ученикам начальные навыки в чтении, письме и математике.
  • Грамматические школы обучали мальчиков от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
  • Аристократы стремились дать детям образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии, истории и философии, медицине, ораторскому искусству и фехтованию.

Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была большой, поэтому там учились дети богатых и знатных римлян.

Наследие римлян

Древний Рим оставил человечеству большое культурно-художественное наследие: поэтические произведения, ораторские сочинения, философские труды Лукреция Кара. Римское право, латинский язык — Это наследие древних римлян.

Римляне создали вековую архитектуру. Одно из грандиозных сооружений — Колизей. Тяжёлые работы по строительству выполняли 12 тысяч рабов из Иудеи. Они использовали, созданный ими новый строительный материал, — бетон, новые архитектурные формы — купол и арку. Колизей вмещал более 50 000 зрителей.

Еще один архитектурный шедевр — это Пантеон, т.е. храмовый комплекс римских богов. Это сооружение в форме купола высотой около 43 м. На вершине купола было отверстие диаметром 9 м. Через него в зал проникал солнечный свет.

Римляне по праву гордились акведуками — водопроводами, по которым в город поступала вода. Общая длина акведуков ведущих в Рим составляла 350 км! Часть из них направлялась к общественным баням.

Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.

Почему Римская империя пала? Ученые считают что государственная и военная власть римлян была не в состоянии управлять столь огромной империей.

На холмистом берегу Тибра, в 25 км от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н. э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал и после долгих странствований прибыл к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды, Асканий (или Юл – так звали его в других вариантах легенд) был сыном Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нумитор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Нумитора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхождения братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma (Рим) производили от имени Romulus.

Ромулу приписывают организацию римской общины. Он создал сенат из 100 «отцов», установил знаки отличия верховной власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпи-

лия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: создание жреческих коллегий, календаря и пр.

Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Марций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный человек принявший имя Люция Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем. Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры, приступил к осушению болотистых частей города.

Следующим царем был сын Приска – Люций Тарквиний Гордый. Преемником его стал Сервий Туллий.

Этот период римской истории называют периодом семи царей.

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями . Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями .

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его «комплексную теорию»:

патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;

— в непосредственной связи с ними были клиенты , которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

Римская патрицианская община представляла собою примитивный город-государство с типичными чертами «военной демократии».

Носителем верховной власти было племенное собрание. Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат

(слово senatus происходит от senex – старик). Его члены назывались «отцами» – patres.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Тул-

лий. Он разделил все свободное население Рима – и патрициев и плебеев – на 5 имущественных разрядов или классов:

— в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

— во втором – 75.000 ассов;

— в третьем – 50.000 ассов;

— в четвертом – 25.000;

Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались «пролетарии» – proletarii – от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей. Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками . Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение,

занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили.

Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организации новой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием .

Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей,

стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний – объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр.

На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.

Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI – начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами . Таким образом был осуществлен переход к республике.

После падения царской власти и образования республики оба сословия – патриции и плебеи – оказались лицом к лицу. На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н. э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха – записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.

Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями была ликвидация олигархической республики патрициев как пережитка родовых отношений и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса. С этой точки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией против родового строя и закончилась его разрушением.

На смену старой родовой знати патрициев пришла новая знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слияние богатой части плебеев с верхушкой патрициата.

Внешняя история Рима в царский период, так же как и его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор моментов и может быть восстановлена лишь в общих чертах. Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внешней политики V в. до н. э. были достаточно велики. Рим уничтожил своего главного противника в южной Этрурии и значительно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латинами ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное – Рим, территория которого была относительно крупной и сплошной, получил значительное стратегическое преимущество по сравнению со своими соседями, владения которых были разрознены.

В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, победительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре. К 60-м годам III в. до н. э. вся Италия времен республики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в своеобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную помериться силами с самыми могущественными державами Средиземноморья.

Следующий период римской истории начинается с больших завоеваний Рима (примерно 264 – 241 гг. до н. э.), начиная с I Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа. Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной державой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря. Государства и народы, оставшиеся независимыми, уже не играли существенной роли в дальнейшей политической жизни этого региона.

В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуций и военной добычи, на невольничьих рынках продавалась масса рабов, началось систематическое ограбление провинций. Избыток денежного капитала порождал безумную роскошь верхушки правящего класса. Италия превращалась в страну классического рабства.

Стали учащаться (в историческом смысле этого слова) выступления рабов против своих угнетателей. Одним из значительных таких выступлений можно назвать восстание Спартака. В первое время римские власти не придали большого значения этому инциденту, т. к. аналогичные случаи нередко происходили в Италии и ранее, но затем, поняв всю опасность, они бросили на подавление Спартака отборные части, которые уничтожили рабов.

Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и не гражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи, люмпен-пролетариат, военные колонисты.

На смену республики пришла империя .

Она принесла с собою относительный гражданский мир и

определенное ослабление внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

Наряду с этим появляются симптомы и упадка: сокращение количества рабов, снижение производительности их труда, обнищание широких масс населения Италии и провинций, истощение военных ресурсов империи. Этот процесс становился постепенно основным и ведущим. В конце концов все это привело к падению сопротивляемости Рима внешней агрессии. Смещение одних императоров, замена их другими не приводила к желаемым результатам. В середине VI века Восточная (или Византийская) империя сделала грандиозное усилие восстановить былую Римскую державу.

Император Юстиниан (527 – 565 гг.) начал большие войны на Западе. Но это нечеловеческое напряжение сил привело в конце

концов к полному истощению казны, восстаниям и практически

к потере почти всех завоеваний.

В начале VII века началось наступление персов на восточные границы империи. В короткое время она потеряла Египет, Сирию и Палестину. Славяне и авары осаждали Константинополь.

Процесс падения рабовладельческого общества и образование феодализма привел к исчезновению античного рабства и вместе с ним основанной на нем культуры на всем протяжении бывшей римской империи.

Наш сегодняшний рассказ посвящён Древнему Риму, который в годы своего наивысшего расцвета являлся одним из самых могущественных государств античного мира. Его владения простирались от Англии на севере и до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке и до Португалии на западе.

Как возникла Римская империя, в чём секрет её могущества? Что она дала миру и чем сама обогатилась от соседних государств?

Рождение римского государства

…Мягкий климат и удобное географическое положение Аппенинского полуострова, на котором зародилось Римское государство, издавна привлекали многочисленные племена. Со временем эти племена нашли общий язык, объединились и стали основой населения Древнего Рима, а их представители стали называться патрициями. Более поздние поселенцы составили сословие плебеев. Источником пополнения римской нации были и его соседи, именовавшиеся италиками, а также чужеземные рабы.

Патрициям принадлежала вся власть в зарождающемся государстве. Плебеи долгое время были очень ограничены в правах и не имели доступа к власти. Это порождало их недовольство и приводило к открытой борьбе за свои права. В конце концов, патриции и плебеи сумели договориться друг с другом и слились в единый римский народ. Свое государство они называли также как и его главный город — Римом. История Древнего Рима ведет свое исчисление от 753 г до н. э. и завершается в 476 г н. э.

Почему символом Рима является волчица

Как же римляне объясняли возникновение своего города?

В древности подлинные знания часто подменялись мифами и легендами. Одной из таких легенд и объясняется возникновение Рима.

… Дочь, одного из убитых правителей родила сыновей — близнецов Рема и Ромула. Но из-за страха мести новый правитель приказал погубить новорождённых. Однако их спасла и выкормила волчица. Братья выросли в семье пастуха и превратились в сильных, закаленных воинов. А в том месте, где их нашла волчица, они решили заложить город. Город был основан, но братья поссорились: Ромул убивает Рема, и называет город своим именем Римом (Roma)…

Волчица, спасшая братьев, стала символом Рима. Благодарные потомки установили ей памятник в национальном музее Италии — Капитолии.

Чем занимались древние римляне

Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:

  • патрициев — коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
  • плебеев — более поздних поселенцев;
  • чужеземных рабов — они попадали в плен в результате многочисленных войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.

Новый день для всех сословий начинался с рассветом. Рабы занимались работами по дому, выполняли самые тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.

Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.

Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не допускались к управлению государством и командованию войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. И в своем большинстве они занимались торговлей, разнообразными ремеслами — обработкой камня, кожи, металла и т. д.

Все работы выполнялись в утренние часы. Послеобеденное время использовалось для отдыха и посещения бань с термальными водами. Знатные римляне в это время могли посещать библиотеки, театральные представления и другие зрелища.

Политический строй древнего Рима

Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, как в мирное, так и военное время, исполнял обязанности верховного жреца. Наряду с царским единоначалием, существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.

После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность — назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.

Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника — Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам — Европе, Азии и Африке.

Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший в борьбе за власть правитель стал императором, а подвластное ему государство стало именоваться империей.

Чему и как учили детей в древнем Риме

На римскую образовательную систему оказал серьёзное влияние опыт древних греков. Её основной целью было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.

Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разнообразным ремёслам.

Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома — обучали основам кулинарии, умению шить и другим чисто женским занятиям.

В Риме существовали школы трёх уровней:

  • Элементарные школы, дававшие ученикам лишь начальные навыки в чтении, письме и математике.
  • Грамматические школы, в которых обучались мальчики от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
  • Аристократы стремились дать своим чадам классическое образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии. Им давались знания по истории и философии, обучали медицине, ораторскому искусству и фехтованию. Словом всему, что необходимо было римлянину для карьеры.

Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была под силу лишь самым богатым и знатным римлянам.

Что древний Рим оставил грядущим поколениям

Несмотря на многочисленные войны с внешними врагами и внутренние распри, древний Рим оставил человечеству ценнейшее культурно-художественное наследие.

Это изящные поэтические произведения, полные пафоса и убежденности ораторские сочинения, философские труды Лукреция Кара, поражающие глубиной мысли, но обличенные в поэтическую форму.

Римляне создали великую архитектуру. Одним из его самых грандиозных сооружений является Колизей. Самые тяжёлые работы по строительству выполняли 12 тысяч рабов из Иудеи, инженерные расчёты и оформление были доверены самым талантливым архитекторам и художникам Рима. Они использовали, созданный ими новый строительный материал, — бетон, новые архитектурные формы — купол и арку.

Этот столичный амфитеатр, вмещал более 50 000 зрителей. На арене Колизея веками проливали свою кровь гладиаторы, бесстрашные тореадоры вступали в единоборство с разъярёнными быками. Гладиаторы сражались до гибели одного из соперников, вызывая восторг и ужас у многотысячной толпы зрителей.

Следующий архитектурный шедевр — это Пантеон, т.е. храмовый комплекс римских богов, которые в значительной степени «позаимствованы» у древних греков. Это сооружение в форме купола высотой около 43 м. Одно из интереснейших инженерных решений — отверстие в вершине купола диаметром 9 м. Через него в огромный зал проникал дневной свет.

Римляне по праву гордились акведуками — водопроводами, по которым в город поступала чистейшая вода из источников, расположенных на возвышенных местах. Общая длина акведуков ведущих в Рим составляла 350 км! Часть из них направлялась к термам — античным общественным баням.

Самым известным сооружением такого назначения были Термы императора Каракаллы. Их размах и внутреннее убранство поражают грандиозностью и великолепием. Кроме бассейнов для купания там предусмотрены места для отдыха и общения, библиотеки. Сейчас они превращены в туристическую достопримечательность, что не мешает использовать их для театральных представлений.

Творческий гений римских мастеров нашёл свое выражение в памятниках скульптуры, запечатлевших в бронзе и мраморе выдающихся людей древнего Рима. Настенные росписи, мозаичные полы, прекрасные ювелирные изделия вызывают восхищение перед искусством древних мастеров.

Современному миру эта великая империя подарила и Римское право, регулирующее отношения между человеком и государством, а также латинский язык, который и поныне используется в медицинских и фармакологических терминах.

Но почему же пала эта великая империя в самом расцвете своего могущества? Если обобщить мнения исследователей по этому вопросу, ответ будет звучать так: государственная и военная власть римлян была не в состоянии управлять столь огромной империей.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:


Статьи по теме